?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В общем-то - давайте начистоту - родителям ребенок с границами невыгоден. Или - как минимум - неудобен. Однако в каждой семье эта проблема решается по-разному: кто-то договаривается, кто-то - уничтожает собственные границы и становится бесплатным приложениям к детям, кто-то продавливает ребенка.
Бывают, конечно, и другие варианты, но сегодня мне хотелось бы написать про третий. Как можно уничтожить границы ребенка? Разумеется, это начинается с детства, причем раннего. Самый классический пример - когда у мамы спрашивают "А вашему ребенку не холодно?", и она что-то отвечает, даже не задумываясь о том, что она понятия не имеет, холодно ее ребенку или нет - только ребенок может ответить на этот вопрос. Дальше - больше.
Поднимите руки, что называется, у кого в детстве было свое пространство. Свои деньги на карманные расходы. Право сказать "я не хочу эту еду" или "я не хочу идти в гости". Или вообще - "я не хочу". Но даже это не самое страшное - когда родителям невыгодно, чтобы у ребенка были границы, они запрещают ему слушать себя. Вообще.
Его ругают не за поступок, а за свое беспокойство (а потом, конечно, удивляются, что ребенок все скрывает) - особенно это ярко в ссорах, когда родитель заявляет "виноваты оба" и включается в конфликт только тогда, когда тот мешает ему. В результате в будущем человек чувствует себя виноватым в любой конфликтной ситуации - вне зависимости от того, кто и почему ее начал.

Ему запрещают отказывать, отказываться и говорить "нет". В результате у взрослого, как правило, тысяча и тридцать три задания одновременно, и он просто не в состоянии их выполнить. Как не в состоянии и сказать тем, кто их дал, что он не сможет их выполнить. Как работать в таких условиях лично я - не представляю. А клиенты, как правило, приходят с трудовой книжкой, расписанной под хохлому тремя тысячами организаций.

Любое хобби, не приносящее денег или признаний в мастерстве (причем ежесекундного) по умолчанию считается придурью и потерей времени. Однако если точно такую же штуку потребует сделать кто-нибудь другой, она тут же получит статус священной коровы.

Любое его проявление должно быть скоординированно с кем-нибудь "статусным". "Ничего, что я поплачу?" - спрашивает клиент на приеме у психотерапевта. Коробка с салфетками, стоящими на столе - не помогает. Иногда мне хочется сделать большой плакат на двери с цитатой из "Дарьи" - It's ok to cry. Причем на английском, потому что тогда это и "кричать" и "плакать".

Он не умеет заботиться о себе, но постоянно заботится о других. Часто выбирает помогающую профессию - врач, сисадмин, психолог, учитель, социальный работник. Ему неудобно брать деньги за свою работу, потому что изначально в детстве его ориентировали на то, что его помощь - это нечто само собой разумеющееся, за это не нужно хвалить, кормить или покупать что-нибудь.

В результате человек теряет связь с собой и совершенно не слышит, что он хочет, постоянно ищет кого-нибудь, кто ему объяснит, что ему делать.

Именно поэтому основные задачи терапевтической группы, которую я начинаю в феврале - восстановление контакта с собой и работа с границами. Чтобы можно было и слышать себя, и удерживать дистанцию с другими.
promo imja july 2, 2021 18:52 237
Buy for 500 tokens
1.Моя первая книга о психотерапии, психотерапевтах, сексе, любви и родителях. увы, тираж раскуплен и существует лишь в электронном варианте за 200 рублей. 2.Письма к N - сборка моих стихов, маленькая и нарядная. Очень личные и не очень стихи за последние пять лет. И они могут быть у…

Comments

( 98 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
fox_kate
Jan. 26th, 2011 10:21 am (UTC)
Грустно.. Вижу в этом себя.. И вспоминаю нашу последнюю встречу. И мне страшно, что раз я такая, то я то же самое сделаю со своим ребенком. Я помню, каково это - быть всегда неправой и виноватой; я не хочу ему такого детства!! Я знаю, как это - считать, что я всем должна, а мне никто ничего; я не хочу ему такой жизни!!
Радуюсь, что записалась на группу - еще один шаг вперед.
beth4ever
Jan. 26th, 2011 10:24 am (UTC)
Я не помню, чтобы я в детстве от чего-то открыто отказалась, мне даже в голову не приходило, что у меня есть такой вариант.

Я тот ребенок, который как бы и ложку в суп опускает, и суп набирает, и в рот кладет - а потом два часа прошли, а тарелка все еще полная.
ruuta
Jan. 26th, 2011 10:25 am (UTC)
Очень правильная группа, нужная. Знаю несколько людей, которым бы реально она помогла.
А еще я сама в недавнем прошлом опытным путем выяснила для себя истинность поговорки: "Свобода начинается со слова "нет".
zabava_gorgan
Jan. 26th, 2011 10:43 am (UTC)
Надо себе эту поговорку огромным плакатом нарисовать, на стене повесить.
(Deleted comment)
imja
Jan. 26th, 2011 10:45 am (UTC)
нет, не должен.
есть слова "не надо", "осторожнее", "хватит".
слово "нельзя" закрывает все варианты оптом.
(Deleted comment)
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - tasha_34 - Jan. 26th, 2011 06:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - beth4ever - Jan. 26th, 2011 06:46 pm (UTC) - Expand
koshka_buka
Jan. 26th, 2011 10:34 am (UTC)
А группа будет только в Питере?
imja
Jan. 26th, 2011 10:45 am (UTC)
нет, эта группа будет в Москве.
долговоременная терапевтическая.
zabava_gorgan
Jan. 26th, 2011 10:43 am (UTC)
Жаль, не живу в России. Так бы записалась в группу.
temp1
Jan. 26th, 2011 10:45 am (UTC)
на правах оффтопа:

как это работает? вот человек осознал свои проблемы? дальше что - разрабатывается комплекс мероприятий по выправлению? тренировки? какие-то цели, KPI?
imja
Jan. 26th, 2011 10:46 am (UTC)
нет. там работает закон четырех осознаний. я про него как-нибудь напишу.
(no subject) - ne_matros - Jan. 26th, 2011 01:27 pm (UTC) - Expand
kosolap
Jan. 26th, 2011 10:51 am (UTC)
Чёто до боли знакомое...
carbophos
Jan. 26th, 2011 10:52 am (UTC)
Про хобби стыкуется еще и со следующим абзацем. Т.е. хобби может быть еще и статусным - третья опция. Прекрасно знаю, какие проблемы с окружением имеет целевая аудитория моей профессиональной области. Хоть от кого из близких они слышат непременно, что играть в группе - лоховство и деньги на ветер. Если ты не в телевизоре или на крайняк не чешешь денежные халтуры - ты лузер. Самое удивительное то, что скажем дайвинг как хобби те же самые субъекты не осуждают. Ибо статусно. В случае музыки такой осуждатель может статусность найти только если чуть в теме и считает, что иметь "настоящий Les Paul как у Джими Пейджа" - это дико круто.
ksanka_owl
Jan. 26th, 2011 11:00 am (UTC)
сижу с полуподнятой рукой. Потому что всегда подозревала, что мои детские границы не отсутствовали, а просто родители забор ставили дальше моего поля зрения. Что, собственно, подтвердилось позже при выборе вуза и первого мужа. Обниматься со взрослой дочерью я маму научила, а вот от моего "нет" она до сих пор периодически охуевает. И приходится напоминать, что сколько нам с ней лет и стоит ли за меня думать вообще.
kroshka_sha
Jan. 26th, 2011 11:00 am (UTC)
Про карманные деньги очень интересно твоё мнение.
Когда стоит начинать давать и сколько?
imja
Jan. 26th, 2011 11:01 am (UTC)
как только ребенок начинает ходить в школу
(no subject) - ksanka_owl - Jan. 26th, 2011 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksanka_owl - Jan. 26th, 2011 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksanka_owl - Jan. 26th, 2011 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksanka_owl - Jan. 26th, 2011 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - beth4ever - Jan. 26th, 2011 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksanka_owl - Jan. 26th, 2011 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - beth4ever - Jan. 26th, 2011 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - karen_gril - Jan. 26th, 2011 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karen_gril - Jan. 26th, 2011 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rainbow_i - Jan. 28th, 2011 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karen_gril - Jan. 29th, 2011 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rainbow_i - Jan. 29th, 2011 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karen_gril - Jan. 29th, 2011 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karrramba - Jan. 26th, 2011 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - starogitnosti - Jan. 26th, 2011 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksanka_owl - Jan. 26th, 2011 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - starogitnosti - Jan. 26th, 2011 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - wavegiude - Jan. 26th, 2011 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wavegiude - Jan. 26th, 2011 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - to_guy - Jan. 26th, 2011 12:24 pm (UTC) - Expand
galadster
Jan. 26th, 2011 11:03 am (UTC)
В результате того, что я со всем вышеописанным борюсь до сих пор, моему ребенку можно отказываться, не хотеть какую-то еду, даже если я ее полдня готовила, быть в плохом настроении, болеть и ошибаться. У него есть своя комната, в которую мы без стука не входим, карманные деньги выдаются не на что-то, а чтобы были и отчет не спрашивается. Правда ему приходится учиться уважать наши границы. Посмотрим, с чем ему придется бороться во взрослом возрасте -))
karrramba
Jan. 26th, 2011 04:40 pm (UTC)
отказаться от еды - фигня-война. но сладостей и плюшек в таком случае не видать. да, я мать - тИран
gionet
Jan. 26th, 2011 11:07 am (UTC)
Я сисадмин
Что поразительно, из всего списка профессий, все "мои"
starogitnosti
Jan. 26th, 2011 11:08 am (UTC)
мой случай как раз)

а еще места там есть?
imja
Jan. 26th, 2011 11:09 am (UTC)
есть, конечно.
(no subject) - starogitnosti - Jan. 26th, 2011 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - imja - Jan. 26th, 2011 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - beth4ever - Jan. 26th, 2011 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - starogitnosti - Jan. 26th, 2011 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - beth4ever - Jan. 26th, 2011 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - starogitnosti - Jan. 26th, 2011 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - beth4ever - Jan. 26th, 2011 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksanka_owl - Jan. 26th, 2011 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - starogitnosti - Jan. 26th, 2011 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - beth4ever - Jan. 26th, 2011 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - starogitnosti - Jan. 26th, 2011 11:56 am (UTC) - Expand
shean
Jan. 26th, 2011 11:14 am (UTC)
а. у меня есть подруга. и я ее регулярно использую на тему "Маша, что со мной такое?"

последний раз было в декабре, я ей рассказала один сильно смущающий сон... она ужаснулась... и я наконец сказала маме, что надо что-то делать, что дедушка не дает нам спать от слова совсем, а днем не поспишь - малыш, и вот, наняли ночную сиделку, и мама, тетя и сестра стали приходить по очереди дежурить, и так пока все не кончилось... щас понимаю. что была уже совсем за гранью, а казалось - что же, необходимость есть неизбежность
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 98 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel