?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Каждый раз

когда пытаюсь объяснить людям, почему непсихологам не стоит вести группы на психологические темы, утыкаюсь в "но они же хорошие ребята".

Это ужасная какая-то штука: идея о том, что хорошие ребята по умолчанию не могут никому навредить.
Групповые процессы - это огромная волна, которая формируется по своим законам. Она опытных-то ведущих с большой информированностью об их генезисе лупит порой по голове так, что потом они едва выдыхают.
Что непсихолог и непсихотерапевт будет делать с ретравматизацией на своей группе? Как он ее закроет?
Да никак.
И ответственности никакой.
И формулировку цели мы берем самую общую и самую красивую, чтобы пришло больше людей, без размышлений о том, как это можно реализовать.

Я вот буквально в эти выходные в группе профессионалов пронаблюдала все счастье групповой динамики и все трудности ведущего по его урегулированию. Мысленно крестясь, что ведущий не я, потому что прилетало ему стабильно каждые три часа и каждый раз - от нового участника группы, а то и от нескольких сразу. Потому что процесс. Потому что динамика. Потому что законы. Потому что все устали и хотят на ручки.
Наш ведущий - пусть и явно ценой больших усилий со своей стороны - вроде бы - большую часть процессов закрыл и группу не потерял. Но я хорошо представляю, что бы было, начнись такое у непрофессионала, не умеющего отделить, например, я-высказывание от оценки.

И я знаю, что это происходит постоянно, и люди делают чудовищные ошибки, которые бы они никогда не совершили, прочитай они хотя бы книжку Рудестама, но зачем, они ведь хорошие люди?
И большую часть времени я стараюсь не думать об этом, как волонтеры не думают о сотнях детей, умирающих от рака или неусыновленных из-за новых законов, потому что иначе можно сойти с ума.
Но когда я начинаю об этом думать, у меня появляется гнев и чувство бессилия. Потому что я никак не могу это остановить, потому что они не понимают, в чем вред и опасность. Потому что они хорошие люди, которые не могут быть опасны для других.

Я только могу сказать, что мне очень, очень жаль.
И да, я знаю, что я и сама делаю ошибки. Но все-таки я занимаюсь тем, чему я училась. Хотя бы представляя себе, как я могу накосячить и куда в таких случаях бечь.
Хирург может плохо сделать операцию и даже убить пациента. Но у него там есть всякое переливание крови, антибиотики, команда реанимации и все такое.

Как можно решаться проводить опыты на живых людях, резать их кухонным ножом, которым ты только что разделывал рыбу, весело, с искренней верой в себя и то, что ты делаешь что-то хорошее...
С другой стороны, это реальность, детка. Здесь самые ужасные вещи делаются с верой в высокие идеалы и с именем Бога на губах.
promo imja july 2, 2021 18:52 238
Buy for 500 tokens
1.Моя первая книга о психотерапии, психотерапевтах, сексе, любви и родителях. увы, тираж раскуплен и существует лишь в электронном варианте за 200 рублей. 2.Письма к N - сборка моих стихов, маленькая и нарядная. Очень личные и не очень стихи за последние пять лет. И они могут быть у…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
tinwe_carandis
Feb. 11th, 2014 02:55 pm (UTC)
всё хотела спросить, а как ваша специальность называется?
imja
Feb. 11th, 2014 07:27 pm (UTC)
я закончила кафедру психологии личности мгу с дипломом психолог, игисп (как психодрама-терапевт), сертифицировалась как гештальт-терапевт, добирала курс психодиагностики и фармакологии, и работаю психологом-консультантом(это официальное название в России)ведущим терапевтических групп
alekto69
Feb. 11th, 2014 02:55 pm (UTC)
Вот кстати думала недавно о кухонной " психологии" за которую еще люди платят.
Было какое-то странное ощущение, что подобное недопустимо, а почему неясно. Может установка - непрофессионалу доверять нельзя.
Человек должен знать свое дело. Почему же многие так небрежно относятся к своей психике/душе, если позволяют неизвестно кому и не зная последствий в ней копаться?
Много гнева у меня по отношению к подобным практикам. Обезьяны с гранатами.
gvadalahara
Feb. 11th, 2014 02:57 pm (UTC)
Соглашусь с каждым словом. Как человек, который за прошедший год прошел через подобный опыт у непрофессионала и унесший ноги с ощутимыми моральными потерями. И да - именно что человек хороший и с улыбкой делает опыты на живых людях, харизматично и с огоньком, так что люди верят и встревают в это...
neta_kaja
Feb. 11th, 2014 03:19 pm (UTC)
А как вы поняли, что это не профессионал?
gvadalahara
Feb. 11th, 2014 03:58 pm (UTC)
Для начала, у человека не было базового образования в том, чем он занимался;).
Я не снимаю с себя ответственности за глупость - я знала, что матчасть не изучена и не прочувствована у 'специалиста'. Но опыт в итоге получился неприятный.
julia_friday
Feb. 11th, 2014 02:58 pm (UTC)
а проблема - как и во многих других областях - заключается в том, что у нас повсеместно расцветает воинствующий НЕпрофессионализм (пардон).
когда "он же хороший человек" приравнивают к "он профессионал"

Edited at 2014-02-11 02:59 pm (UTC)
vesena19
Feb. 11th, 2014 04:25 pm (UTC)
да, есть у нас такое.
karrramba
Feb. 11th, 2014 02:58 pm (UTC)
так про благие намерения - это оно и есть.
справедливости нет. (с)
sun_for_ann
Feb. 11th, 2014 03:54 pm (UTC)
Я была на группе бизнес-тренера, и "с психологическим образованием ", которая сказала 19-летней девушке, что ее изнасиловали несколько раз в подростковом возрасте потому что она хотела привлечь внимание родителей. Не говоря уже о другом непрекрасном типа легкой групповой травли и открывания глаз домкратом.
И самое обидное, что и никуда не сообщишь ведь, да?
Знакомым , которые меня туда позвали, я рассказала , на что услышала "ты не можешь судить, она великая и всем помогает".
kato_zz
Feb. 11th, 2014 04:30 pm (UTC)
капец
sun_for_ann
Feb. 11th, 2014 04:37 pm (UTC)
Да. Причем, эта бизнес-тренер на тренинге говорила, что психологов она не очень любит, потому что они.. не учат добиваться целей, а она учит. А когда я стала спрашивать - почему это она такое говорит этой девочке, мне ее поклонники стали говорить, что "ну она же психолог!"
maya_nikitina
Feb. 11th, 2014 05:00 pm (UTC)
тут важно Где она получала образование.
Возможно это вчерашний техникум, гордо именующий себя Академией.
ki_isa
Feb. 11th, 2014 04:16 pm (UTC)
Какую, если можно подробнее, книжку Рудестама?
blessing_ann
Feb. 11th, 2014 04:24 pm (UTC)
Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия - стандартная строка библиографии к практически любому курсу психологии взаимодействия.
ki_isa
Feb. 11th, 2014 04:30 pm (UTC)
Спасибо.
vesena19
Feb. 11th, 2014 04:24 pm (UTC)
Проблемы 2:
1) в головах людей не утвердилась мысль об институте психологии (как институте семьи, например) и чаще всего вся псих.помощь ведется "на кухне" братом, сватом, соседом на этаж ниже.

2)обращаться к постороннему специалисту(искать его целенаправленно), платить деньги и т.п. - это значит БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за себя. Но мы же постсоветские люди, за нас партия думает и отвечает. Мы же брать ответственность не хотим, но интерес есть, вот и плывут себе по течению к "хорошим людям", которых искать не надо.
blessing_ann
Feb. 11th, 2014 04:26 pm (UTC)
но ведь здесь, вероятно, речь о группах за деньги, только вот с таким самоучкой во главе.
vesena19
Feb. 11th, 2014 05:48 pm (UTC)
весь прикол в том, что этого самоучку вряд ли ищут намеренно. Скорее всего он сам о себе заявляет. И, как мне кажется, не спрашивает, "нужно ли это вам?", а указывает "это вам нужно" - как делает вся современная реклама.
Но это все теория. Абстрактно в вакууме о степени кретинизма среднего марсианина.
neta_kaja
Feb. 11th, 2014 05:12 pm (UTC)
А вот если психолог жирный, он может быть хорошим психологом?
Ведь если у человека двадцать килограмм лишнего веса или даже больше, это означает, что он свои проблемы не может решить?

А если к такому психологу по поводу нервного переедания обратится?
imja
Feb. 11th, 2014 07:31 pm (UTC)
а если у гинеколога эндометриоз?
neta_kaja
Feb. 11th, 2014 11:56 pm (UTC)
Судя по вашей остроте, все жирные психологи имеют лишний вес исключительно из-за нарушенения гормонального фона.
Убедительно.





imja
Feb. 12th, 2014 07:16 pm (UTC)
неожиданный вывод
neta_kaja
Feb. 11th, 2014 05:15 pm (UTC)
А если у человека психологическое образование - второе высшее. А первое педагог или физик, к примеру? Он может быть хорошим специалистом?

imja
Feb. 11th, 2014 07:32 pm (UTC)
да. один из лучших терапевтов в моей жизни по первому образованию математик
ne_matros
Feb. 11th, 2014 07:28 pm (UTC)
вот кстати странно. если есть возможность и рекомендация, ну пойди ты к профессиональному терапевту. денег будет стоить ну может чуть дороже, чем ты отдашь за какую-нибудь "расстановку" от любителей. зато ты знаешь, что терапевт контролирует ситуацию и осведомлён о процессе больше, чем лично тебе видится вотпрямщас. ну почему всё равно выбирают какую-то неизвестную хрень.. потом ведь народ колбасит от последствий! и народ колбасится! и говорит: о, круто как.
наверное, нужна не работа, а эмоции. то есть то, что за них в процессе принимают.
1pisatel
Feb. 13th, 2014 08:01 pm (UTC)
"нас ... (бьют, допустим), а мы крепчаем!"
дело известное.

Я по юности лет надеюсь, что качество профессионально оттерапированных повлияет на количество разово расставленных и после непроф. групп.
sunstone11
Feb. 12th, 2014 08:34 am (UTC)
А я вот постоянно оказываюсь в положении непрофессионала, вынужденного что-то делать.

И не то чтобы я этих приключений себе целенаправленно искала. Не, они меня сами находят. Ну, может еще и натура такая - где нормальный человек бочком-бочком ретировался бы, я пру на амбразуру, шо твой Матросов. И накосячить боюсь, и отказаться вроде западло.

Посоветуйте что-нибудь, а? Литературу там, или очное обучение пройти хоть на уровне курсов? Или просто не лезть с суконным рылом в калашный ряд.

По образованию - математик, да :-)
1pisatel
Feb. 13th, 2014 07:59 pm (UTC)
в других профессиях тоже бывает.
в моем любимом проф-сообществе копирайтеры стонут, когда Крупные Заказчики получают готовый, вылизанный, выверенный, выхоленный текст - и начинают править по своему усмотрению.
Ну ладно бы править - но ставят на главную крупного портала, и понеслась)
В портфолио такое "чудо" отпугнет. Да и текста жалко. И читателей - тоже:)
( 29 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel