?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Глубина травмы

знаете, я порой сама не могу понять свое отношение к классическим способам терапии и некоторым терапевтам.

С одной стороны - прошлое очень важно. Наши травмы и наши шрамы определяют нас ничуть не меньше, чем генетический код. Иногда - больше.
И я прекрасно понимаю, что порой без осознания причин и следствий травмы невозможно никуда продвинуться в терапии.

Но часто я сталкиваюсь с очень странной для меня ситуацией, когда за осознанием травмы ничего не происходит. Особенно это касается линии некоторых терапевтов, которые очень нарядно открывают травму, всесторонне изучают как и при каких обстоятельствах она произошла, а потом - словно бы не знают, что делать дальше. Как будто они ожидают, что само это осознание исцелит клиента. "О, меня изнасиловал отчим, когда мне было три года, теперь мне все ясно, спасибо, вот ваши деньги".
Разумеется, осознание причин и следствий, в общем-то, продвигает. Но не исцеляет.
И мне кажется безумным на слова клиента "У меня проблемы с моим начальником" искренне отвечать из раза в раз: "О, ну вас же изнасиловал отчим в три года, у вас же проблема с доверием, не забыли?".
И порой человек, до того прикрытый защитами, осознав какие-то ужасные вещи начинает страдать еще больше. И если ничего с этим не сделать, то и происходит та самая ретравматизация.

Поэтому, с моей точки зрения, задача терапевта не расковырять рану, а сделать нечто совершенно противоположное. В ряде случаев я вообще считаю бессмысленным раскапывание до самого начала: тут я использую метафору большого и жесткого шрама, и достаточно сделать его меньше и вернуть подвижность той зоны, где он возник, для чего травмировать заново совсем необязательно.
Особенно осторожной я стараюсь быть с такими темами как родительский абьюз, инцест, сексуальное насилие.

Здесь я стараюсь сначала выстроить безопасный плацдарм, с которого уже можно выходить и возвращаться в тяжелые воспоминания, злость, беззащитность. Но и в этих случаях я считаю наиболее важным сконцентрироваться не на том, что это было и это было ужасно, а на том, что есть сейчас, насколько это прошлое мешает целям и планам человека, и как это влияние уменьшить или отменить.

Для меня здоровье - это счастливая собственная жизнь, когда прошлое остается в прошлом, и уже нет желания начинать разговор с того, что у меня была травма, а потому со мной нужно обращаться особенно осторожно.
Для меня примером такой жизни, наверное, был и остается Виктор Франкл, чью позицию я понимаю примерно так: "Да, я был в концлагере. Да, это было ужасно. Но пребывание там - это все равно моя жизнь, мой опыт, мои чувства, мои силы. Я выжил и справился - эти люди и эти события не смогли меня сломать. А значит, это время и этот опыт все равно ценны".
И одна из моих задач в терапии - вернуть человеку его ценность, его значимость, его чувство самого себя.

Я уже писала это, но не устану повторять, что я считаю это самым важным и самым драгоценным. Потому что я искренне верю, что ничего дороже и важнее у нас нет.
promo imja july 2, 2021 18:52 238
Buy for 500 tokens
1.Моя первая книга о психотерапии, психотерапевтах, сексе, любви и родителях. увы, тираж раскуплен и существует лишь в электронном варианте за 200 рублей. 2.Письма к N - сборка моих стихов, маленькая и нарядная. Очень личные и не очень стихи за последние пять лет. И они могут быть у…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
davtatiana
May. 30th, 2011 07:10 pm (UTC)
Чувство самого себя, осознание себя, своей значимости, своей неповторимости и есть главное. Если человек это осознает - он гармоничен и защищен. И любая травма будет расцениваться как личный опыт, как очередная ступенька к совершенствованию своего "я". И она перестанет быть трагедией. И не нужно будет возвращаться в прошлое вновь и вновь, чтобы расковыривать эту рану. Вместо раны давно уже зарубцевавшийся почти незаметный шрам личного опыта...
imja
May. 30th, 2011 07:46 pm (UTC)
у меня диплом был на эту тему - какой именно тип индивидуальной идеологии и представлений о мире как влияет на восприятие травматического прошлого.
но, к сожалению, когда травма случается, она не всегда спрашивает о типе мышления и о том, осознает ли человек, что он ценен.
поэтому важно это вернуть человеку или дать заново.
davtatiana
May. 30th, 2011 07:49 pm (UTC)
согласна.
piggy_toy
May. 30th, 2011 07:12 pm (UTC)
какой хороший пост, спасибо тебе.
so_legenda
May. 31st, 2011 08:02 am (UTC)
Спасибо!
Адриана, Вы очень симпатичны - как человек и как психотерапевт:)
rimmadyusmetova
May. 31st, 2011 02:30 pm (UTC)
Полностью согласна с Вами в отношении задач психотерапии и работы с психотравмами!)
saiscea
Jun. 2nd, 2011 04:28 pm (UTC)
Здесь я стараюсь сначала выстроить безопасный плацдарм, с которого уже можно выходить и возвращаться в тяжелые воспоминания, злость, беззащитность.Но и в этих случаях я считаю наиболее важным сконцентрироваться не на том, что это было и это было ужасно, а на том, что есть сейчас, насколько это прошлое мешает целям и планам человека, и как это влияние уменьшить или отменить.

?! Разве это не норма среди психотерапевтических подходов? Я как клиент интересуюсь.
( 7 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel