?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Про психотерапию. Снова

Мне не нравится отношение к психотерапии в нашей стране. Это какой-то формальный ужас. Отчасти это связано, конечно, с большим количеством непрофессионалов в профессии - с непроработанными людьми, которым нравится ставить диагнозы практически по юзерпикам и обещать какие-то победы через две недели.
Ребята, ну вы все когда-нибудь бывали в спортзалах и тренажерках. Реально похудеть за две недели на тридцать килограмм? А набрать их? А накачать мышцы? Если и можно - то только со стероидами или еще чем-нибудь ужасно химическим и убив организм к чертовой матери.

В общем, стандартный пост про то, что такое психотерапия и чем она не является.

1.К психотерапевту ходят здоровые люди. Это не стыдно. Ни в какой стране. Это не значит, что вы не можете решить свои проблемы самостоятельно и расписываетесь в том, что вы слабый мужчина, неуспешная женщина или еще в каком-нибудь кошмаре. Это означает, что вы хотите решить проблему как можно быстрее и с наименьшим количеством потерь. Или просто сделать свою жизнь более удобной для вашего в ней пребывания.
Никаких таблеток лично я не прописываю. Если чувствую, что они нужны, направляю к другому специалисту. И это бывает очень редко.
"Выпьем и поговорим с друзьями" - это как таблетка анальгина. Она вас не вылечит. Она только снимет боль на время, достаточное для того, чтобы заболевание набрало силу и уложило вас в больницу на месяц.

2.Никаких советов психотерапевт не дает. Никогда. Не надейтесь. Все советы психотерапевта в газетах и журналах - это либо фейк, либо попытка людей вроде меня донести самые общие вещи: не насилуйте своих детей, попытайтесь понять, почему четвертый муж бьет по морде, когда есть масса небьющих, зачем вам нужно жить плохо.
В реальной психотерапии человек все делает сам. Задача психотерапевта - создать условия для того, чтобы он быстрее понял, что он хочет, что ему мешает, и как можно изменить ситуацию.

3.Психотерапевт не в силах вернуть мужа, дать вам денег, купить машину, перевезти от мамы в новую шикарную квартиру напротив своей. Ни при каких обстоятельствах он не будет с вами жить и ходить по миру, решая ваши проблемы.
Он может помочь разобраться почему ушел муж, и как сделать следующий брак (или отношенния) счастливыми для вас; почему вы работаете там, где нельзя заработать денег; почему вам страшно водить; почему не прошла сепарация от мамы; зачем вам нужно, чтобы кто-то за вас решал, а вы в этом не участвовали.

4.Ни один психотерапевт, я - в том числе - не может дать вам никаких гарантий. Если вы ничего не хотите делать - никто вам не поможет. Вы можете купить абонемент в самый дорогой и самый пафосный спортивный клуб города. Но если вы туда будете ходить раз в месяц попить травяного чаю с симпатичным барменом, это никак не изменит ваше тело. Есть люди, которые на протяжении полугода ничего не делают, потом возвращаются к своим старым (уже отбившим им все почки) партнерам или в свою шизофреногенную семью и продолжают жить так, словно психотерапии не было. По моим набюдениям - это около десяти процентов клиентов.

5.Минимальный срок для каких-то изменений (серьезных и закрепленных) - по моим наблюдениям - три месяца. Три месяца по четыре часа психотерапии в каждом. Да, несколько встреч тоже могут дать эффект. Человек что-то осознает (например, что он не один и всегда есть хотя бы психотерапевт, готовый его поддержать), начинает внимательней относиться к себе и миру. Но, как правило, это только проложение лыжни, по которой потом нужно будет еще проехать. Так как она обычно прокладывается по бурелому, если на этом все закончить - то ехать будет очень трудно.

Вроде пока все.
Мне очень нравится моя работа. Мне очень не нравится, какое представление обычно имеют о ней даже образованные люди, с которыми я встречаюсь. Ну то есть как если бы учитель столкнулся с тем, что его везде воспринимают, как человека, который вколачивает знания в детей, стуча им указкой по голове и одновременно ударяя в шаманский бубен.
Я не стучу в шаманский бубен, то есть - никого не лечу, не даю советов, не пытаюсь заставить всех жить так, как нравится мне. У меня стоят совершенно другие задачи. Если у вас все еще есть вопрос, какие - перечитайте этот пост.
promo imja july 2, 2021 18:52 238
Buy for 500 tokens
1.Моя первая книга о психотерапии, психотерапевтах, сексе, любви и родителях. увы, тираж раскуплен и существует лишь в электронном варианте за 200 рублей. 2.Письма к N - сборка моих стихов, маленькая и нарядная. Очень личные и не очень стихи за последние пять лет. И они могут быть у…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
ilyapetrov
Oct. 26th, 2009 08:29 am (UTC)
Имжик, какой же ты умница.
Побольше таких адекватных людей в любой профессии, и мир станет лучше.
imja
Oct. 26th, 2009 08:41 am (UTC)
спасибо
kroshka_sha
Oct. 26th, 2009 08:36 am (UTC)
"Минимальный срок для каких-то изменений (серьезных и закрепленных) - по моим наблюдениям - три месяца. Три месяца по четыре часа психотерапии в каждом."
Из расчета час психотерапии в неделю?
По твоим наблюдение наиболее эффективно час в неделю или больше/меньше?
imja
Oct. 26th, 2009 08:41 am (UTC)
наиболее эффективна работа еженедельно по два часа.
но это дорого. поэтому обычно мы с клиентами работаем по два часа раз в две недели. так на все времени хватает.
хотя бывают варианты.
ne_matros
Oct. 26th, 2009 09:10 am (UTC)
Сколько времени занимает выяснение одного частного вопроса, если клиент привык и хочет работать? Ну там например, почему страшно водить.
imja
Oct. 26th, 2009 10:14 am (UTC)
ну можно и за пару-тройку встреч.
это конкретный запрос, с ним легко
ne_matros
Oct. 26th, 2009 10:17 am (UTC)
Насколько ты будешь свободна, скажем, в декабре-январе? У меня к тому времени, скорее всего, более-менее устаканится с деньгами.
imja
Oct. 26th, 2009 10:20 am (UTC)
ну настолько же, насколько и сейчас - надо индивидуально договариваться, чтобы время всех устраивало.
hallima
Oct. 26th, 2009 09:35 am (UTC)
А такой вопрос - благодаря чему психотерапевт создает условия, чтобы человек понял <...>? Почему человек, например, не может понять сам?
imja
Oct. 26th, 2009 10:19 am (UTC)
как правило - из-за неадекватных защитных механизмов, с которыми как раз и работает психотерапевт.
плюс при нем очень сложно врать себе.
плюс он - незаинтересованное лицо, которому не нужно соглашаться с клиентом, дабы заслужить его симпатию, и от него ждут как раз трезвого взгляда на ситуацию.
плюс у него есть ряд психтерапевтических техник, которые активизируют процессы рефлексии.
и еще много других плюсов.
shipilev
Oct. 26th, 2009 10:27 am (UTC)
Забавно. Когда со мной говорят о терапии (хотя какого ж чёрта со мной-то), я привожу ту же метафору со спортзалом. У людей обычно расширяются глаза, когда она приводит их в выводу, что (а) терапия -- это не зазорно, (б) терапия -- это полезно, (в) здоровые люди обязательно были на терапии хотя бы один раз.
imja
Oct. 26th, 2009 10:34 am (UTC)
Знаешь, ты у меня вообще периодически вызываешь удивительное ощущение, как будто вырос в паралельной адекватной реальности. Удивительное что-то.
shipilev
Oct. 26th, 2009 12:42 pm (UTC)
Нет, я вырос в обычной реальности, но много и тяжело над собой работаю. И во мне ещё много неадекватного, в дополнение к тому иррациональному, что я специально берегу.
imja
Oct. 26th, 2009 01:12 pm (UTC)
Один мой приятель говорит, что человек, который работает над собой, ему всегда приятнее того, кто этого не делает.
:-)
carex
Oct. 26th, 2009 12:37 pm (UTC)
Знаешь, я бы с удовольствием занялась своей головой.

НО! Если я начну столько работать, чтобы мне хватило на это денег, я точно спячу =) Я понимаю, что можно настрополить меня, чтобы "я все поняла", начала рано вставать, распределять время, завела нормальную работу и стала бы зарабатывать достаточное количество бабла. А правильное планирование даже позволило бы мне запихнуть в бешеный график пару сеансов в неделю.

Но я предпочту своих немногочисленных тараканов и спокойные прогулки по парку днем в будни. И отпуск примерно 100 дней в году =)))
imja
Oct. 26th, 2009 01:13 pm (UTC)
Не знаю. С моей точки зрения 5000 рублей в месяц (а есть и варианты дешевле) - это не цена за целую голову.
Тем более, в Москве.

_saida
Oct. 26th, 2009 05:33 pm (UTC)
А к кому бы пойти в Казани?
imja
Oct. 26th, 2009 06:54 pm (UTC)
не знаю. а к кому хочется? :-)

про скайп я уже писала неоднократно.
_saida
Oct. 27th, 2009 10:31 am (UTC)
Да ни к кому не хочется :) Просто ощущение, что я не так живу )

По скайпу не хотелось бы. Вообще, есть небольшой конкретный вопрос, не совсем про меня, можно в личную почту написать?
imja
Oct. 27th, 2009 10:32 am (UTC)
anlipsi@yandex.ru
_saida
Oct. 27th, 2009 10:35 am (UTC)
Спасибо, записала, напишу завтра-послезавтра.
skeily_ramires
Oct. 27th, 2009 07:00 pm (UTC)
Я бы с удовольствием когда ни будь... Я в психотерапии боюсь нескольких вещей:
1. Цена. Я понятия не имею, каквыглядит этот рынок, и за что надо платить большие деньги, а за что нет.
2. Непрофессионалы. Они плодятся быстрее литературных критиков, а качеством спасибо, когда не ниже. И мысль о том, что я отдам свои кровные кому-то кто вдруг начнет рассказывать о том, что "муж голова, а жена шея" и в песнях Цеппелинов подсознательные сообщения... А я, увы, понятия не имею, как "на глаз" определить такие вещи. Знакомых, могущих порекомендовать - вот пока только Вы.
3. Подддержка близких, мужа в первую очередь разумеется. Я не "за-мужняя" женщина, но в душе всегда есть место тонким росткам мусульманства, я боюсь стать категорически неудобной для жизни, хотя, возможно и более гармоничной и свободной.
imja
Oct. 27th, 2009 08:49 pm (UTC)
1.Минимум - 40-50 долларов. Столько берут начинающие/добрые/спасающие мир люди.
Если сильно меньше - значит, человек не ценит себя как профессионала. Если речь идет о 200-300 долларах - надо спрашивать чудеса и не стрематься.
В моем окружении даже хорошие опытные специалисты берут не более 2500 тысяч.

2.Прежде, чем идти к человеку, лучше узнать о нем чего-нибудь. Например, мнения бывших и нынешних клиентов. Посмотреть, как они выглядят. С учетом того, что это обычно работает на сарафанном радио - не проблема.

3.Ну, если ты гармоничная и свободная не нужна будешь своему мужчине, логичный вопрос - а нафига такой мужчина. Плюс терапия - не испанский сапог, если ты чувствуешь, что она тебе мешает - нужно либо менять психотерапевта, либо прекращать. Хотя по моему опыту, если с отношениями по большей части все в порядке, в ходе психотерапии они только укрепляются.
a_shes
Jul. 27th, 2010 08:52 pm (UTC)
Большое спасибо!

Ваш пост как раз в тему:)
kiwi_vaksa
Oct. 25th, 2010 06:45 pm (UTC)
А бывало ли у Вас так, чтобы во-время сеанса Вам стало страшно работать с клиентом? В смысле, от рассказанного им/ею Вам стало бы настолько не по себе, что Вы с трудом справлялись бы с работой и не желали бы видеть его/её снова?
imja
Oct. 25th, 2010 07:04 pm (UTC)
Нет.
Но есть клиенты, с которыми трудно работать по другим причинам.
( 26 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel